Расскажу уж свою историю о памятнике, а то в то время я долго не написал ничего в жж, по личным мотивам. В общем, вот как всё было 26 апреля 2007 года, моими глазами. Весь хаос, полицаи, битое стекло и ворованый из ларька спрайт с прокладками. Пишу всё как было. NB! Это только моё личное видение событий.
19:21, я столько людей и полиции никогда в жизни ещё не видел. Довольно малолюдно у нас в центре обычно. Даже на стадионах не так тесно бывает. Походили, встретили знакомых, пофотали. Народа было реально много. И все пришли недовольствовать.
Изредка раздавались скандирующие возгласы, свист, но в основном народ стоял с небольшим количеством плакатов. Больше было похоже будто народ просто спонтанно собрался поглазеть, хоть в этих глазах и было выражено всё непонимание «зачем нужно сносить этот наш памятник»? Собрались реально все спонтанно — все кого я встречал пришли по своей инициативе. Всё было очень мирно, и никто особо не думал что памятник демонтируют.
Как сейчас помню относительно мирный настрой толпы. Вспомните что по телевизору показывают когда забастовки идут или акции протеста. У нас же это было так, просто визуально народ пришел показать, что нас много, т.е. меньшинство вполне себе представляет объёмную массу людей...
Изредка, некоторые дураки кидали в ментов камни и яйца. А у полицейских в оцеплении были только жёлтые жилетки и кепочки, и никакой защиты. Одному—двум полицейским разбили, уроды, головы. Будто этими камнями можно что-то решить. Хотя среди полицаев то и русскоязычные вышли на работу.
Видел даже как-то раз как какой-то слабак недокинул яйцо и попал в чувака из протестующей толпы. Так ему чуть фэйс не набили прямо там — «ты чё делаешь, йопта»?? Тем не менее, остальной народ в общей массе стоял мирно и против ментов ничего плохого не имел. К ногам некоторых из них приносили ложили цветы. (А до полицейского оцепления цветы всовывали в решетки ограждений.)
Я очень не понимал зачем некоторые, особенно малолетки и непонятные поддатые индивидуумы, скандировали
Причём тут Россия и её флаги? Хотя бы с красными флагами пришли бы. Победа над фашизмом и освобождение Таллина (т.к. именно это символизирует памятник) была общесоветская. Это и эстонская победа — поэтому надо с эстонскими флагами и защищать эстонскую историю.
Что это дало? На что это обратило внимание? Был Советский Союз, и Россия там как и Эстония была одной из стран. Не Россия воевала на войне, а люди со всего Союза: украинцы, киргизы, русские, латышы, эстонцы, грузины. Причём тут Россия? Что она может сделать? Я думаю не менее половины собравшихся были с эстонским гражданством, включая меня. Россией тут и не пахнет, это наши внутренние разборки были. В толпе я замечал и эстоноговорящих, особенно молодёжи, которая тоже в общем-то пришла во-первых без страха что там русские, что уже показатель, а во-вторых, тоже побыть в толпе несогласных.
Россия только смогла негласные санкции применить, поэтому мои русскоязычные приятели с нефтяных терминалов, транспортных структур, логисты сейчас уже на тех работах не числятся. Хотя, хоть это и навредило мне и моему социуму, я считаю что Россия сделала это правильно. Даже я бы сказал предсказуемо. Может это и была одна из целей? Но самим эстонцам в правительстве на это пофиг — им американцы платят в карман и мы, население Эстонии.
Фотографий я делал много, и поэтому быстро сели батарейки. Я одолжил запасные у нашего
Ничего не предвещало бури, и поняв, что ничего особого тут больше не будет, решили уходить. Лена осталась дальше фотать. А мы после 9 вечера потопали домой. Поднялись по ступеням и вышли через левое крыло второго этажа Национальной Библиотеки, перед которой и стоял памятник. Там как раз был быстрый проход в обход столпотворения.
21:33, на прощание сфотал полицейскую спецкомманду, как раз на углу второго этажа библиотеки. Лица у них были несоответствующе ситуации очень злые. Прямо очень. Будто на войне. Зенки туда-сюда ходили, в страхе, будто их щас вальнут.
Мы пошли по улице Эндла за тачкой в сторону Kristiine Keskus (см. синий путь на карте, вот карта места, кстати, на которой памятник до сих пор «стоит»). И по дороге звонит Лена, просит вернуть батарейки, мол ей ещё пригодятся.
Потом тех кто стоял там обдали порошком из огнетушителей и в белом дыму мы поняли что они реально нас туда не пустят. Некоторых менты били по ногам дубинками чтоб двигались. Ну, думаю, суки, засыпали порошком мне фотик, падлы. Мы спустились вниз по лестнице, какой-то дуб пёрся с великом там же и ооочень мешал в небольшой давке.
21:38, вот на фото чуваки шмаляют по зданию. А что случилось что они начали операцию, я не знаю.
Спустились вниз с левой лестницы и нас направили дальше на правую лестницу, т.е. наверх снова (см. карту — красный путь). Забравшись на неё высовываться из-за бетонных поручней не хотелось — эти ушлёпки стреляли чем-то по верхней части библиотеки, чтобы у нас над головами был слышен удар пуль (резиновых наверное) о камень. На самом деле было не страшно, а как-то глупо даже. Мол, что за бред, только что всё вполне безобидно было. В общем было чувство что-то типа «ааа, блин, ну что за бред, обходить теперь придётся»...
Народ вообще не шугался, все почти спокойно щёлкали фотиками. У меня сел телефон.
21:47, вот на фото эти полицейские выдавливают нашу толпу. Не знаю что им сказали, что у них такие страшные боящиеся глаза были. Народ же приказы полицейских выполняет будто их с гамака согнали, «ну чё вам надо то». Совсем не то что по телекам показывают когда, например, греки дерутся с ментами.
Мы спустились по внешней каменной лестнице здания на улицу Тынисмяги и пошли вниз, в сторону кинотеатра «Космос».
21:53, на севших батарейка запечатлел как положили на землю чувака. Не знаю за что, но кажется это единственный акт задержания или вообще вот такого вот прессинга по отношению к толпе людей, что я видел в тот вечер. Инетерсно что за синий порошок.
21:55, последнее фото на севших батарейках, полицейский загран отряд с щитами на улице Тынисмяги, прямо недалеко от памятника. Они медленно, редкими шажочками, шли вперёд, вниз к кинотеатру.
Полицейские никак плохо себя не вели, мы тоже. Мы шли и фотографировали тот дестрой что царил на улице. Кажется, мы всё пропустили. Представьте себе как можно было выдавить всю массу людей через эту улицу против их желания? Вокруг были вытащены камни с мостовой, выбиты стёкла и засыпаны осколками улицы. Народу почти никого не было.
Получилось, мы реально оказались в самом возможном конце всей толпы в те апрельские события.
На перекрёстке Tõnismägi и Pärnu maantee был ваще хаос. Я поблымал глазами, ущипнул себя. В центре горел костёр, навалены вокруг него части металлических ограждений. Это спокойный Таллин? О_О
Рядом из разбитых окон магазинчика вылезали поцики с клубками ниток. У входа их ждал хозяин и забирал их обратно — подъехал на джипе. «Вы чё, блять, делаете??» «Да тут так уже было!»
Троллейбусные провода были все попутаны уже с помощью вытащщеных до этого ниткамя для вязания. Я на секундочку представил что тут творилось, вернее тварилось до этого, пипец. (O_O) Ментов не было нигде, а если и были, то они редко появлялись и ходили по двое.
Несколько разрозненных воспоминаний:
А манекены в грудах стекла — это как сценки из фильмов ужасов. Только крови почти нигде не было.
Кажется в этот момент весь народ понял что можно не только выражать своё недовольство, что их вот так вот выжали с площади перед памятником, не только крушить всё и бить, не только дать выход всей ярости от несправедливости, но ещё и упереть что-то домой. В городе царил полный хаос. Стёкла и огонь. «Людей только с вилами и факелами не хватало», — подумал я.
Что-то подсказывало мне, что на следующий день в город поедут специальные люди, которые в тот день просто сидели на районе и пропустили такую замутку. Чтобы под шумок набить карманы. А ещё подумалось что полицаи будут зверствовать на следующий день. Оба предположения угадались. На следующий день пол города ходило в Armani и сидело в Д-Терминале...